ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ: ТЕРМИНОЛОГИЯ
Аккумуляторная батарея - один из элементов электрооборудования автомобиля. Основная задача аккумуляторной батареи - накопление и хранение электроэнергии, предназначенной для запуска двигателя автомобиля в разных климатических условиях, а также питания электроприборов при неработающем двигателе.
Электролит - представляет собой раствор серной кислоты в дистиллированной воде (для средней полосы России плотностью 1,27-1,29 шг/см3 при t=+25C).
Кипение электролита - бурное выделение газа при электролитическом разложении воды с выделением кислорода и водорода. Это проиходит во время заряда батареи.
Саморазряд - самопроизвольное снижение емкости АКБ при бездействии. Скорость саморазряда зависит от материала пластин, температуры, химических примесей в электролите, его плотности, от чистоты верхней части корпуса бптпреи и продолжительности эксплуатации батареи.
Полярность - термин, определяющий расположение токосъемных выводов на корпусе аккумуляторной батареи. Полярность может быть прямой или обратной, т.е. ориентировка положительного и отрицательного выводов относительно корпуса может быть различной.
Емкость батареи (ед.измерения Ач) - способность батареи принимать и отдавать энергию. Для оценки емкости батареи принята методика 20-ти часового разряда (т.е. током равным 5% от номинальной емкости). Пример: если емкость батареи 55 Ач, то при разряде током 2,75А, она полностью разрядится за 20 часов. Аналогично для батарей емкостью 60 Ач полный 20-ти часовой разряд произойдет при чуть большем токе разряда 3А.
Ток холодной прокрутки (стандартно при температуре -18С) - величина тока, которую батарея способна отдать при пуске двигателя при указанной температуре, в данном случае -18С. Наиболее важная характеристика, напрямую сказывающаяся на пуске двигателя. Пример: при температуре -20С ток, потребляемый стартером, составляет порядка 300 А. Для запуска в летнее время горячего двигателя этот же показатель равен 100-120 А. Значение стартерного тока определяется конструкцией батареи, пластин, сепараторов. Сепараторы типа конверт без каких-либо других дополнений увеличивают напряжение батареи на 0,3 В, одновременно улучшая стартовые характеристики. Чем ниже внутренее сопротивление батареи, тем выше стартовый ток, тем надежнее пуск двигателя при низких температурах.
Резервная емкость (ед.измерения - минуты) - время, в течении которого батарея сможет обеспечить работу потребителей энергии в аварийном режиме.
Напряжение полностью заряженной аккумуляторной батареи без нагрузки
(ЭДС-электродвижущая сила) должно находиться в пределах 12,5 - 12,9 В.
Напряжение в бортовой сети автомобиля при работающем двигателе несколько
выше, чем на клеммах АКБ, и должно находиться в пределах 13,8 - 14,4 В.
Значение напряжения ниже 13,8 В ведет к недозаряду, а выше 14,4 В ведет
к перезаряду, что в одинаково пагубно сказывается на сроке службы
аккумулятора.